За рубежом агент по недвижимости должен запомнить все этапы сделки и сдать государственный экзамен для допуска к работе. Однако в России нет закона, регулирующего деятельность риэлторов. Поэтому не все начинающие агенты знают порядок оформления сделки купли-продажи квартиры. Давайте разберемся, что должен делать подобный специалист на каждом этапе.
Если вы хотите купить квартиру в Новороссийске, то можете обратиться в наше агентство недвижимости – Агентствофрегат.рф. Наш менеджер всегда на связи и готов ответить на любые возникшие вопросы.
Это процесс передачи жилья от одного собственника к другому. К оформлению привлекаются продавец квартиры, покупатель и их представители – агенты по недвижимости. Их работа заключается в подготовке всей необходимой документации, ее тщательной проверке и урегулировании вопросов, которые связаны с документами. Тем самым возможно избежать возникновения трудностей с недвижимостью со стороны собственника.
Сделка с квартирой представляет собой долгосрочный процесс, который состоит из нескольких особо важных этапов. Как правило, он занимает от двух недель до 3-4 месяцев.
Процедура купли-продажи квартиры начинается с определения правового статуса объекта и заканчивается передачей ключей новому владельцу.
Правовых жилищных статусов всего два:
Первичным считается то жилье, которое не передано в собственность. Его возможно приобрести по договору долевого строительства до сдачи дома в эксплуатацию или в готовом доме при условии, что застройщик еще не оформил квартиру на себя.
Если застройщик не смог продать квартиру до сдачи дома и зарегистрировал его как юридическое лицо, жилье автоматически становится вторичным. К вторичному жилью относятся все квартиры и дома, на которые право собственности было установлено хотя бы один раз.
Агент по недвижимости должен определить правовой статус жилья, чтобы оценить для себя объем работ и понять, что делать дальше:
Перед заключением договора купли-продажи необходимо проверить собственника и юридическую чистоту объекта.
1. Контроль собственника квартиры. Это важный момент, ведь на рынке недвижимости по-прежнему много мошенников.
Что нужно проверить:
2. Получение выписки из ЕГРН. Такой документ требуется обеим сторонам сделки: продавцу – для подтверждения права собственности на квартиру, а покупателю – для проверки юридической чистоты квартиры. Но получить его можно не на все объекты, а только на зарегистрированные после 1998 года. До 31 января 1998 года право собственности на недвижимость было зарегистрировано в БТИ. Поэтому, если квартира была приобретена до этой даты, продавцу придется заказать справку в этом органе.
Что можно узнать из декларации или справки:
Сертификат необходимо заказать непосредственно в БТИ и подождать примерно 10 дней. Декларацию можно получить двумя способами: подав заявку через МФЦ или онлайн-заявку. В первом случае необходимо будет подождать 3-5 рабочих дней, и через несколько часов вы сможете получить электронный сертификат.
3. Изучение имущественных документов. Выделяют два 2 типа, которые необходимо проверить перед переговорами:
Подтверждающие документы включают:
15 июля 2016 г внесены изменения в Федеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». С этого дня свидетельство о праве собственности больше не выдавалось. Если квартира была зарегистрирована после внесения изменений, юридическим документом будет только выписка из ЕГРН.
Титульные документы включают:
Что еще нужно проверить перед покупкой квартиры:
Важно проверять в документах соответствие паспортных данных собственника из правоустанавливающих документов фактическому адресу, который прописан в паспорте.
Подобное договорное соглашение необходимо заключить, если покупатель еще не готов к подписанию основного договора. При этом он уже определился с квартирой. Если у него нет полной суммы или не готовы документы, то по предварительной договоренности он забронирует квартиру и выкупит ее позже – в срок, установленный договором.
Агент по недвижимости должен объяснить обеим сторонам условия договора и ответственность за несоблюдение, предусмотренную статьей 429 Гражданского кодекса Российской Федерации. Только после того, как агент убедится, что покупатель и продавец согласны с условиями контракта, он может передать документы на подпись.
При заключении договора покупатель должен внести задаток за квартиру в размере 5-10% от общей стоимости. Он передает квартиру покупателю и гарантирует ее продажу собственнику.
Для получения гарантии риэлтор составляет дополнительный договор, в котором указывает стоимость квартиры и размер задатка. Если после заключения предварительного договора купли-продажи заказчик передумает о покупке квартиры, задаток не возвращается.
К сделке продавец должен принести пакет документов, который после подписания договора купли-продажи передается в Росреестр для регистрации. К ним относятся:
Отсутствие хотя бы одного из этих документов приведет к отказу в регистрации.
Основные обязательные пункты составления договора:
Отсутствие хотя бы одной из точек влечет за собой недействительность операции. Кроме того, рекомендуется включить в договор два дополнительных пункта, которые не являются обязательными, но помогают найти решение в спорных ситуациях:
При составлении договора есть много других организационных моментов, которые должен знать каждый агент по недвижимости:
При совершении сделки купли-продажи покупатель должен оплатить госпошлину, размер которой зависит от его правового статуса и состояния самого объекта недвижимости. Типовые размеры госпошлины:
Если в квитанции указано третье лицо, его придется оплатить повторно.
Все участники сделки отправляют документы на регистрацию. Для передачи права собственности вам потребуются:
Задача агента по недвижимости – убедиться, что все документы правильно заполнены, и что их принял специалист отдела регистрации. Можно отправить пакет документов для регистрации через МФЦ или напрямую в Росреестр. Разница во времени ожидания: через МФЦ готовые документы придется ждать еще 2 дня.
Через 10 дней после подачи документов покупатель сам получает выписку из ЕГРН с новыми данными в Росреестре. Нанятый риэлтор должен убедиться в том, что в объявлении отсутствуют ошибки. Агент может получить выписку самостоятельно, но только посредством генеральной доверенности от покупателя.
После получения титулов агент регулирует передачу ключей новому владельцу. Как только ключи получены, покупатель выплачивает риэлтору комиссию, размер которой указан в договоре на оказание риэлторских услуг. На этом операция считается завершенной.